История логотипа — какими были фирменные знаки в древности

Сейчас, чтобы сделать заказ логотипа достаточно ввести определённый запрос в поисковую строку и исполнители сразу найдутся. А многие ли из вас задумывались, как всё было раньше, до появления Интернета. Да-да были и такие незапамятные времена! И откуда вообще, пошла традиция использовать фирменные знаки. Давайте немного поподробнее рассмотрим эти вопросы. Ведь давно известно, что бы досконально разобраться  в каком-то вопросе нужно зрить в корень. А если буквально посмотреть на самые истоки, зарождение интересующего нас явления или предмета. Итак, начнём с глубокой древности, и будем двигаться к нашим дням.

логотипы в старину

Логотипы в старину

Ещё ремесленники древнего мира помечали свои изделия различными способами. Гончары выцарапывали на готовых горшках свои инициалы или какой-то особый значок. Они могли также просто прикладывать палец к сырой глине, оставляя уникальный след. И хоть в те времена и не говорили об отпечатках пальцев, как об уникальном идентификаторе личности, гончары, похоже, догадывались об этом. На раскопках пирамид находят блоки, так же помеченные символами. Вероятно это знаки каменщиков их изготавливавших, или регионов, откуда эти камни прибыли. Такое желание отмечать свои творения, выделяя их из остальных, уже тогда было особой рекламой. Видя понравившийся предмет, человек знал, у кого он может купить точно такой же.

Чуть ближе к современности – взгляд на фирменные знаки

В Средневековой Европе уже все, без исключения, ремесленники ставили свой знак на изделиях. А пекари, по указу Генриха Третьего, начали ставить на свои караваи, да прочие выпеченные шедевры, клеймо. Это не только помогала выбрать любимого хлебопёка, но и вычислить изделия халявщиков своего дела. С появлением гильдий, знаки стали не только личными, но и принадлежащими сообществам. Каждая гильдия обязывала наравне со своим, ставить и её знак, каждого мастера состоящего в сообществе. Таким образом, каждый талантливый мастер своего дела прославлял не только себя, но и свою гильдию.

В конце 19 века, заказ логотипа уже был если не обычным делом, то уж точно перестал быть диковиной. Каких только изображений тогда не было. Встречались не только простые с надписью и схематическим рисунком, но и крайне замысловатые с множеством деталей и большим количеством текста. Отдавая за разработку фирменного знака большие деньги, владельцы хотели получить нечто особенное, впечатляющее. Популярностью пользовался также такой приём. Вместо фирменного знака использовалось фото авторитетного человека и его подпись. Таким образом, его личность, как бы становилась гарантом качества.

Как не повторить неповторимое

Такое многообразие, естественно, привело к тому, что знаки начали повторяться. При чём речь не только об умышленном плагиате. Много было и случайных совпадений, связанных с очевидностью некоторых идей. Именно поэтому в 75 году было принято решение патентовать фирменные знаки и наказывать тех, кто нарушает права законных владельцев. Теперь перед тем как начать выполнять заказ логотипа, следует свериться с уже имеющейся базой символов. На данный момент она уже давным-давно перевалила за миллион и ежегодно пополняется примерно тридцатью тысячами новых знаков.  Теперь эти маленькие изображения имеют цену, соразмерную их качеству, содержанию и популярности компании, которой они принадлежат.