Фирменный стиль – истоки использования фирменного стиля и товарных знаков

фирменный стиль в советском союзе

Как бы странно это ни прозвучало, но в России фирменный стиль предприятия появился во времена Советского Союза. Вот ведь, казалось бы,  загадка. Зачем, если конкуренция отсутствовала полностью, да и фирм, как таковых, не существовало? В то время цель преследовалась совершенно иная – не выделится на фоне множества конкурентов, а повысить культурный уровень населения. Считалось, что когда человек ежедневно окружён красиво оформленными продуктами питаниями и прочими предметами, необходимыми для быта, это положительно сказывается на его эстетическом вкусе и общем уровне культурного развития.

Фирменный знак? Увидел-купил!

Если быть точными, то началось все с разработки товарных знаков, а уж после по инициативе графических дизайнеров переросло в разработку фирменных стилей предприятий и городов. Да-да это понятие применялось даже в таком контексте, хоть и звучит это несколько парадоксально.

Наша страна отставала от Запада в этом контексте лет на 10. Позже у нас появилась визуально-коммуникативная модель. Главной её особенностью является крайняя лаконичность – никаких излишеств и деталей. Изображение должно передавать покупателю некий посыл, и не нести в себе ничего лишнего, чтобы этот посыл легко читался. Учитывая господство станковой, реалистичной живописи в СССР для дизайнеров такой минимализм стал открытием и ему пришлось учиться с нуля. Показателем успеха  в данном случае была скорость и точность считывания информации, заложенной в фирменном знаке.

Новая волна фирменного стиля

Пока в нашей стране осмысливали и принимали на вооружение визуально-коммуникативный стиль, на Западе появилось альтернативное течение. Невил Броуди – родоначальник новой волны отвергает все основные принципы стиля, господствующего в дизайне. Он создаёт новое направление, для которого быстрое считывание информации – не ценность. Для него, напротив, важно получать информацию постепенно. Он выводит графику на первое место по сравнению с текстом. Обыгрывание, видоизменение шрифтов применяется им всё чаще. Этот стиль агрессивный, нахальный, напыщенный по сравнению с предыдущим бросается в глаза и вызывает живой интерес публики

Оба этих подхода и по сей день применяются и в России и за рубежом. Каждый из них имеет своих ярых сторонников и противников. Но больше всего разумных дизайнеров, использующих элементы того или иного стиля для решения определённых задач.

Широкие перспективы для дизайнеров открыло распространение компьютеров и различных графических программ. Теперь технические возможности не только не ограничивают, но порой даже превосходят возможности человеческого воображения.

После того, как в нашей стране появилась частная собственность, понятие фирменного стиля предприятия обрело своё истинное значение, в котором используется, и по сей день.

Конкуренция на всех нишах рынка становится всё серьёзнее, поэтому значение грамотного дизайна нельзя переоценить. Сегодня уже недостаточно выпускать качественные товары по доступной цене, чтобы удержаться на плаву и получать прибыль. Нужен способ, механизм, с помощью которого можно будет обращать на себя внимание покупателей, и чем насыщеннее данная сфера предложениями, тем изощрённее и совершеннее должен быть этот механизм.

Нужно отдать должное – в чём, в чём, а уж в изощрённости современным дизайнерам не откажешь.